На долю автомобильных перевозок в России приходится порядка 2/3 от всего объема грузоперевозок, что делает этот метод наиболее популярным. Это обусловлено более низкой ценой, нежели воздушная и железнодорожная транспортировка груза. Помимо этого, воспользовавшись автомобильными услугами, присутствует возможность доставки товара практически в любой пункт назначения.

Существенная часть автоперевозок в России приходится на часть страны, расположенную ближе к Европе. Несмотря на спад в объемах грузоперевозок с Евросоюзом, в последние годы эта ситуация стабилизировалась, а наиболее перспективным рынком выступает Китай.

Конкурентная среда

По тенденции, порядка 16% всего рынка грузоперевозок занимают около 10 крупных фирм. Тем не менее, в данной отрасли всегда ведется жесткое конкурирование среди компаний разного охвата, которые делятся на несколько типов:

  • крупные, в наличии которых более 300 грузовиков;
  • средние, имеющие в своем распоряжении от 50 до 300 единиц техники;
  • маленькие семейные подряды и индивидуальные предприниматели с не большим охватом, располагающие несколькими автомобилями для осуществления транспортировки грузов.

Помимо основных конкурирующих компаний, существуют определенные организации, которые специализируются на конкретных типах грузов, например перевозки на легковых автомобилях.

Тенденции рынка грузоперевозок

Консолидация сферы грузоперевозок, выступила одной и самых важных тенденций, происходящих на рынке. Усиливались требования к прозрачному ведению деятельности, вводились меры по увеличению собираемых налогов и вводился автоматический контроль перевозки крупногабаритных грузов. Оплата за пользование федеральными дорогами, была реализована при помощи новой системы «Платон», оказывающая еще большее давление на маленькие фирмы, которым становилось все сложнее соблюдать ужесточающиеся требования.

В связи с этими событиями, доля компаний с обширными автопарками начала расти и продолжает только укреплять свои позиции. А в это время фирмы, открытые индивидуальными предпринимателями, не выдерживают оказываемого давления и уходят с рынка в течение 6-7 лет. Прогнозируется рост доли 10 крупнейших организаций к 2020 году на 20%.

Анализ рынка в 2018 году

По статистическим данным, объем российского рынка автомобильных транспортировок увеличился на 7.7%, составив порядка 814.9 миллиардов рублей. Такой рост напрямую связан с увеличением грузооборота, который превысил показатели за предыдущий год на 5%.

Сфера автомобильных перевозок, напрямую зависит от состояния реального сектора экономики. Увеличение спроса на оказание подобного рода услуг, связано с адаптацией к обновленным условиям импортного замещения товаров. Так же, с каждым годом, крупные ритейлерские сети все больше предпочитают пользоваться услугами автотранспортных перевозок.

На 2018 год, средняя ставка доходов у коммерческих транспортных организаций по перевозке грузов выросла на 2.5% по сравнению с предыдущим годом и остановилась на отметке 5.8 рублей за т-км. Поднятие ставки связано с повышением цен на бензин, детали и комплектующие. Так же большинству компаний требуется обновление автопарков, по состоянию на 2018 год ситуация такова:

  • 67% грузовиков находились в эксплуатации более 10 лет;
  • 17% транспортных средств младше 5 лет;
  • 16 % автотранспорта находились в использовании 5-10 лет.

Прогнозируемая ставка за т-км на 2023 год должна составить 7.7 рублей. Цена будет обусловлена продолжением роста цен на топливо и запчасти для автотранспортных средств, а так же обновлением и увеличением парков перевозчиков.

Рынок грузовых автомобильных перевозок на 2019 год

Спрос на грузоперевозки в январе 2019 года значительно увеличился по соотношению с таким же временным промежутком за предыдущий год превысив показатели на 6.6%. Февраль прошел под знаком снижения на 5.1%, что свело к ожиданиям умеренного роста рынка в 2019 году примерно на 5%.

Положительное влияние будет наблюдаться в связи с восстановлением реального сектора экономики и необходимостью обновления автопарков из-за большого износа транспортных средств. Одновременно существуют определенные риски, которые способны негативно сказаться на спросе:

  • индексация утилизационного сбора;
  • рост цен на топливо;
  • повышение стоимости в обслуживании автомобилей.

В перспективах, поддержку рынку могут оказать крупные проекты инвестиций, которые в планах реализации при помощи государственно-частного партнерства. В планах правительства установить расходы на инфраструктурные проекты на отметке 6.3 трлн. рублей к 2024 году.